Значение развития мелкой моторики у детей.

Умение человека совершать точные мелкие движения пальцами рук и кистями называется мелкой моторикой. Скоординированные движения происходят благодаря работе трех систем организма:

нервной;
костной;
мышечной.

Развитие мелкой моторики для детей имеет огромное значение. Проведенные исследования показали прямую зависимость развития функции рук с развитием мышления и речи ребенка. Чем больше умений, мастерства, точности и активности в движении пальцев ребенка, тем быстрее он начинает говорить и познавать окружающий мир.

Значение развития мелкой моторики у детейПоэтому одной из задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста – развитие мелких движений кистями и пальцами рук – мелкой моторике.

В процессе выполнения каких-либо действий руками и пальцами малыш не просто забавляется – он познает мир и развивает интеллект, благодаря самостоятельному исследованию окружающего пространства.

В младшем возрасте движения пальцев детей неточные и несогласованные.

К трем годам движения пальчиков уже хорошо развиты, но еще не достаточно подвижны и ловки.

Часто даже пятилетние дети держат ложку в кулаке, не без труда работают карандашом и кисточкой, не могут расстегивать пуговицы и завязывать шнурки.

В основном к шести-семи годам происходит формирование зон головного мозга, отвечающих за мелкую моторику. Кисти рук также к этому возрасту достаточно развиты.

Однако трудности по овладению письма имеют многие первоклассники. Письмо требует выполнения тонких скоординированных движений пальчиков и мелких мышц кисти и всей руки. При этом должны быть развиты зрительное восприятие и внимание.

Мелкая моторика развивается путем регулярного обучения, выполнения некоторых специальных упражнения и полезных игр. Для развития речи, интеллекта ребенка с ним нужно постоянно заниматься.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

У детей наиболее часто встречаются следующие заболевания зрительных органов:
миопия (близорукость);
гиперметропия (дальнозоркость);
косоглазие;
амблиопия;
астигматизм.

Если у ребенка имеются отклонения в органах зрения, то наблюдаются:
снижение двигательной активности;
трудности в координации рук;
задержка в развитии тактильной чувствительности;
трудности в выполнении мелких координированных движений кисти и пальцев.

Значение развития мелкой моторики у детей.

Ребенок с нарушениями зрения менее качественно выполняет задания и скорость их исполнения низкая.

Дети со зрительными недугами в большей степени полагаются на ориентирование визуально, не осознавая осязания, как важное средство замещения зрительной функции. Ребенок с нарушением зрения не всегда может подражать действиям взрослых, что не позволяет им овладевать некоторыми практическими навыками. Вследствие этого у таких детей мышцы рук плохо развиты, вялые, часто напряжены. Недоразвитость тактильной чувствительности и мелкой моторики задерживается общее развитие ребенка, его речи.

Зрение и осязание с точки зрения информативности для человека тесно связаны. Поэтому осязание для детей с нарушениями зрения может явиться эффективным способом познания окружающего мира. Развитие мелкой моторики у таких детей – возможность компенсировать недостаточность зрения.

Для развития мелкой моторики с детьми проводятся специальные занятия. Однако такие навыки можно развивать и на общеобразовательных занятиях.

Дети с нарушением зрения часто отличаются двумя крайностями. Часть из них всю свою практическую деятельность выполняют, опираясь на органы зрения. Другая часть, с сильными нарушениями зрения, руководствуются осязанием, практически не используя органы зрения, имеющие нарушения, но, все-таки, дающие определенную информацию.

Значение развития мелкой моторики у детей.

Обе группы детей лишаются определенных возможностей для ориентировки в пространстве и в практической деятельности. Отклонения у детей могут быть скорректированы с помощью специальных занятий, которые позволят взаимодействовать осязанию, зрению и других анализаторов.

Занятия с детьми проводятся с группами или индивидуально. Это зависит от конкретных дефектов зрения, развития осязательности и содержания занятия.

Для осязательного восприятия у детей с нарушением органов зрения используются различные педагогические приемы и методы.

Виды коррекционных занятий

Обычно занятия имеют две составляющие:
упражнения для пальцев и рук, позволяющие снять их напряжение, развить гибкость и подвижность;
приобщение детей к выполнению предметно-практической деятельности, которая развивает мелкую моторику и тактильную чувствительность.

Существуют виды упражнений и занятий:
пальчиковая гимнастика;
развитие способностей по работе с мелкими предметами, например, счетными палочками, пирамидками, геометрическими фигурками и пр.;
получение графических навыков: раскраска изображений, обвод контура, заштриховка заданных фигур и пр.;
развитие тактильной чувствительности пальчиков и кистей;
усвоение приемов расслабления и самомассажа;
работа с предметами, улучшающими мелкую моторику: застегивание/расстегивание пуговиц, плетение кос, складывание из палочек, спичек и др. определенных фигур, разглаживание помятой фольги и пр.

Детям с дефектами зрения в большей степени требуются коррекционные занятия по развитию мелкой моторики. Тактильная чувствительность, развитые ловкие движения пальцев и кистей рук помогут компенсировать недостаточность зрения.